«Откровенный разговор» – собеседник Александр Хакимов.

«Откровенный разговор»
Итак, со мной согласился откровенничать очень интересный собеседник Александр Хакимов.

Вопрос: Александр, скажите, кто такой Александр Хакимов в его же понимании? Отмечу, что это традиционный вопрос нашей рубрики.
Ответ: Очень трудно оценивать себя самого, вернее, очень трудно оценивать самого себя обьективно. Но вопрос требует ответа. А я люблю максимальную точность формулировок. Итак: я – сформировавшийся в Баку, пожилой человек с развитым воображением и обьемным мышлением, человек, умеющий наблюдать и рассказать об увиденном интересно и просто…

Вопрос: Вы родились, выросли и прожили в Баку. Что для вас значит Родина? Делите ли вы людей по принадлежности к региону?
Ответ: Родина для меня – среда, в которой я вырос и сформировался, то есть понятие не столько территориальное, сколько ментальное. Делить людей по принадлежности к какому- то региону? Смотря в каком смысле. Если сортировать по признаку “горожанин- провинциал” – то, слава Богу, я этим никогда не грешил. Ибо, во- первых, повидал как много скверных горожан, так и много прекрасных провинциалов; а во- вторых, это понятия относительные: есть вещи, в которых горожанин имеет преимущество перед провинциалом, а с другой стороны, в некоторых вопросах провинциал может дать сто очков вперед городскому… Но все же в определенном смысле принадлежность к какому- то региону для меня имеет значение. Каждый регион все же формирует человека по- своему, и это очень интересно. Ибо горец – это одно мировоззрение, приморский житель – другое, человек, выросший в лесу, степи, мегаполисе – третье, четвертое, пятое… Каждый несет на себе отпечаток своего региона, делающий его особым, неповторимым. Только такой “региональности” я придаю значение. В этом плане важную роль сыграла моя служба в советской армии. За два года довелось пообщаться с самыми разными по характеру и менталитету людьми из самых разных уголков необьятного Союза

Вопрос: Что в вас изменила 44-х дневная война и ее завершающий этап? Что вы чувствовали после полной победы Азербайджана?
Ответ: Не изменила, а восстановила. Восстановила попранное и изнасилованное до этого чувство справедливости. Несмотря на многочисленные препятствия и противодействия, все вернулось к своему должному порядку вещей, правда, за это пришлось заплатить временем, человеческими жизнями, искалеченной психикой нескольких поколений. Подумать только: когда мы потеряли Карабах, мне было тридцать лет. Когда вернули Карабах – мне стало шестьдесят. Полжизни пришлось ждать, понимаете? Полжизни! Это очень важно – победа и восстановленная справедливость.

Вопрос: Что для вас значит музыка?
Ответ: Музыка для меня очень важна. Фактически музыка – часть моей жизни, с самого раннего детства. Она помогает мне глубже узнать людей, которые музыку творят, и людей, которые умеют музыку слушать. Я люблю и классику, и джаз, и народную, но предпочтение все же отдаю рок- музыке. Юношеское увлечение рок- музыкой, пришедшееся на 70- е годы, оказалось не просто увлечением – я освоил гитару и бас- гитару, играл и играю в различных самодеятельных рок- командах Баку и даже сочиняю песни и композиции. Так что музыка для меня еще и одна из форм самовыражения.

Вопрос: Александр, вы очень просты в общении. Не злоупотребляют этим те, кто с вами общается?
Ответ: Да, я в общении прост, ровен и дружелюбен, и многие ошибочно принимают это за слабость, не подозревая даже, какая сила за всем этим кроется… Да, бывало, этими моими качествами бессовестно пользовались. Я иногда бываю излишне доверчив, а обманщики бывают достаточно артистичны. Но учусь быть более осторожным и разборчивым. Не переставая в то же время быть простым

Вопрос: Вы- ученый, Что вы думаете о современных ученых?
Ответ: Я видывал науку в самых разных видах. Застал и советские времена, когда науку финансировало государство, и перестроечные, когда науку “посадили” на самоокупаемость, и времена, когда все стало зависеть от зарубежных грантов. Я повидал разных ученых. Могу сказать: в любые времена, при любых обстоятельствах есть настоящие ученые, для которых наука – суть их жизни. Я знавал таких – Ученых с большой буквы. Одним из них был ныне, увы, покойный Фарид Алекберли, биолог и историк медицины, с которым я дружил много лет. Современные ученые технически гораздо лучше оснащены, чем мы в свое время, и интеллектуально намного богаче. Я очень надеюсь на нашу молодежь. Если они выработают – или разовьют – научное мышление и воспользуются всеми теми преимуществами, что дает им наше время, нашу науку ожидает небывалый взлет. Так, в отечественной астрофизике я возлагаю немалые надежды на Алису Орехову, выпускницу Евролицея, ныне студентку 1-го курса МГУ. Ее эрудиция и фантастическая целеустремленность просто поражают. Успеха ей и таким, как она!

Вопрос: Вы верующий? Что есть для вас бог?
Ответ: Да, я верующий. Что интересно: я был, как и все советские школьники, воспитан в духе атеизма, и какое- то время и был атеистом, а к вере пришел по мере углубления в биологию и другие науки о природе. Причем, чем больше я узнавал, тем крепче становилась моя вера. На сегодняшний день я придерживаюсь ислама (осознанный выбор) и исповедую теистический эволюционизм. Он как раз отвечает на недоуменный вопрос, как это могут сочетаться наука и вера… Бог для меня – Творец всего сущего, в том числе и материального мира со всеми его законами, и теми, которые нам уже известны, и теми, которые мы еще не постигли. Для меня Бог – Гениальный Инженер, Гениальный Архитектор, Конструктор и так далее. Его гениальность проступает буквально во всем: хоть в строении Галактик, хоть в строении ДНК и атома. Все настолько экономично и в то же время настолько высокоэффективно, что мне трудновато поверить, будто это результат слепого случая.

Вопрос: Вы смело выражаете свое отношение к людям, особенно к женщинам. Вас понимают?
Ответ: Я смело выражаю свое отношение к людям, особенно к женщинам, но заметьте – я никогда не допускаю бестактности, беспардонности или пошлости. Тому две причины. Первая – я очень осторожно обращаюсь со словом, ибо как писатель отлично представляю себе, какой силой обладает слово, как оно может больно ранить или, наоборот, окрылить. Если слово – оружие, то я, как опытный воин, обращаюсь с этим оружием умело и аккуратно. Вторая причина – я вырос в довольно криминогенном районе Баку, среди множества “блатных”, и, хотя никогда не принадлежал к их числу, научился, тем не менее, сызмальства “следить за базаром”…

Вопрос: Расскажите о своих книгах
Ответ: О моих книгах. Меня принято считать фантастом, но на деле я – очень разноплановый автор. Да, пишу и фантастику, и вполне реалистическую прозу, научно- познавательные материалы, эссе, киносценарии, у меня есть два детектива, одна сказка и одна пьеса. Последние годы я создаю тексты в эклектичном стиле – смесь прозы, эссеистики, верлибров, мемуаров, черновиков и даже планов задуманного, но неосуществленного… Такой “коктейль” позволяет поговорить сразу о многом и по- разному. Читателям это нравится. Некоторые мои книги написаны в жанре “автофикшн” – это смесь автобиографии и художественной прозы, реальные факты чуточку разбавлены вымыслом… И это нравится читателям. Вообще я предпочитаю, чтобы меня называли “автор”, без привязки к какому- либо конкретному жанру

Вопрос: Александр, я знаю, что вы снимались в фильме. Расскажите, пожалуйста.
Ответ: С кино у меня сложные отношения. Хотя я и имею сертификат сценариста, выданный мне европейскими преподавателями, отечественные кинематографисты отнюдь не горят желанием снимать фильмы по моим сценариям. Так ни один и не приняли в работу, хотя среди сценариев есть довольно интересные. Зато меня охотно и часто эксплуатируют как непрофессионального актера. Большей частью в эпизодах. В кино я побывал врачом- реаниматологом и врачом- хирургом, психологом, экстрасенсом, биржевым букмекером, аукционером, догхантером, послом зарубежной державы, французским буржуа, спившимся дачником… Правда, в фильме “Последний” сыграл и главную роль, роль писателя- фантаста. Мне нравится участвовать в сьемках, хоть это очень утомительный, нудный и нервный процесс. Но это творческая работа, а я люблю такую.

Вопрос:Вы любите отвечать на вопросы или задавать их?
Ответ: Я в равной степени люблю как задавать вопросы, так и отвечать на них. И то, и другое тренирует ум и позволяет оттачивать точность формулировок. Вообще вопросы – это инструменты для познания мира. Человеческая цивилизация началась с вопросов, это умение присуще только разумным существам.

Вопрос: В таком случае, задайте мне какой-нибудь вопрос.
Ответ: Какой вопрос я хотел бы задать Вам? Несколько странный. Но я часто задаю его последнее время самым разным людям. В качестве своеобразного теста. Скажите, что изменится в Вашем сознании, если завтра ученые сообщат, что обнаружена жизнь вне Земли – скажем, в подледном океане спутника Сатурна? Если Вы узнаете, что Земля – не единственный населенный мир в Солнечной Системе – это повлияет на Ваше отношение к жизни вообще? Обрадует или огорчит?

Вопрос: Я отвечу сначала на ваш вопрос, а затем мы продолжим беседу. Ученые очень давно говорят о том, что Земля не единственная планета, где есть жизнь. В сознании своем я всегда была уверена в том, что есть другие цивилизации. Мне посчастливилось некогда беседовать с писателем и достаточно образованным человеком Исой Гусейновым Муганной, который был абсолютно уверен в существовании иных планет, населенных живыми существами. Не знаю, могу ли я назвать их людьми. Скорее всего, они называются как-то иначе. Так, что я готова к вести о существовании иных населенных миров. А что касается моего отношения к этому, я не знаю. Может обрадуюсь, если их отношение к Земле будет нормальным, а может огорчусь, если они захотят уничтожить нашу (хоть какую) цивилизацию.
Итак, продолжим нашу беседу. Мы живем на планете, будущее которой вы почти предсказали в своем прошлом интервью. Точнее, вы ничего не предсказали. Все так страшно?
Ответ: Я ничего не предсказал не потому, что все так страшно, и не потому, что мне нечего сказать. Мне всегда есть, что сказать. Просто я стараюсь быть максимально честен. Я мог бы нагородить всякого – но признаюсь, что просто не в состоянии сделать более- менее точный прогноз. Сейчас человечество стоит на своеобразном распутье, и очень трудно предвидеть, по какому пути человечество пойдет или, если точнее, по какому пути его направят. Кроме того, никогда не следует забывать, что человек предполагает, а Бог располагает. И какой-нибудь неучтенный астероид или Йеллоустоунский вулкан могут внести существенные коррективы в историю цивилизации… Так что точные прогнозы дать не могу, а приблизительные – не хочу.

Вопрос: Вас читают дети. Они вас любят, понимают. А вы их?
Ответ: Детей люблю, а вот понимать их становится все труднее. Сложное время и технологии накладывают на психику современных детей особый отпечаток. Хотя и какие- то базовые ценности сохранились

Вопрос: Что для вас означает любовь?
Ответ: Что для меня значит любовь? Любовь – это рай, если она обоюдная, если неразделенная – это сущий ад. В этом смысле я прожил свою жизнь в аду.

Вопрос: Вы любите животных, особенно, кошек. Можете сказать о кошках то, что еще не сказано?
Ответ: Я вообще всех животных люблю, просто кошек довелось держать чаще, чем остальных… Что могу сказать из того, что не сказано? Я слышал где- то красивую фразу: “Кошки – это глаза Аллаха на земле”. Пытаюсь донести эту фразу до сознания иных наших мусульман и мусульманок..

Вопрос: Смогли бы вы, как Лев Толстой «уйти в землю»?
Ответ: Вряд ли. Чтобы поступать, как Лев Толстой, надо быть Львом Толстым…

Вопрос: Не хочу быть банальной и не стану спрашивать вас о планах Просто скажите, что-нибудь новое ждать читателям от вас?.
Ответ: Планов много. Больше, чем возможностей для реализации. Мой Учитель, известный фантаст Борис Стругацкий, советовал: “Никогда не говорите ” Я делаю” или “я сделаю”. Говорите только: ” Я сделал”. То есть, обнародовать следует на планы, а результаты. Что до нового для читателей – имейте в виду: я нахожусь в состоянии непрерывной работы. Значит, читатели не будут обижены…

Вопрос: О чем бы спросил сам Александр Хакимов самого себя?
Ответ: О чем бы спросил Александр Хакимов самого себя? Он спросил бы: Александр, почему ты все еще не лауреат Нобелевской премии в области литературы?!

Вопрос: Александр, спасибо, что согласились пооткровенничать со мной. Я вам желаю здоровья, шансов и везения. А вы мне?))
Ответ: Я желаю Вам того же, что и Вы мне, и сверх того – побольше интересных людей в собеседники…

Друзья, спасибо всем, кто был с нами. До новых встреч в «Откровенном разговоре».

TƏRANƏ MƏMMƏDİN LAYİHƏSİ

Bu dəfə SƏMİMİ SÖHBƏT”in qonağı Александр Хакимов oldu. Bizimlə söhbətə qoşulanların hamısına əvvəlcədən təşəkkür edirəm.

Söhbətləşdi: Təranə MƏMMƏD

TƏRANƏ MƏMMƏDİN YAZILARI

“Yazarlar” jurnalı

“YAZARLAR” – SİFARİŞ ET

Mustafa Müseyiboğlu adına kitabxana

ZAUR  USTACIN  YAZILARI

“ƏDƏBİ OVQAT” JURNALI PDF

“YAZARLAR”  JURNALI PDF

“XƏZAN” JURNALI PDF

YAZARLAR.AZ
===============================================

<<<< WWW.YAZARLAR.AZ və  WWW.USTAC.AZ >>>> 

Əlaqə: Tel: (+994) 70-390-39-93   E-mail: zauryazar@mail.ru

Bir cavab yazın

Sizin e-poçt ünvanınız dərc edilməyəcəkdir. Gərəkli sahələr * ilə işarələnmişdir